Бежали из татарского полона запорожские казаки. Бежали с боем, предав огню город Гёзлев. Много смельчаков полегло в битве, но ещё больше спаслось — и казаков, и простого люда украинского, вызволенного отважными воинами. Захватили татарский табун, вскочили на коней, понеслись на волю, в милую сердцу Украину.
Но ослаблены силы в неволе: люди изнурены голодом, тела их покрыты ранами. Настигает беглецов татарская погоня.
И сказал атаман:
— Всем нам не спастись. Братья-солдаты, удалые казаки, пусть мчится на волю спасенный нами народ. За озёра солёные, в родную Украину. Нам же, казакам, пятками сверкать не пристало. Останемся здесь, преградим басурманам дорогу.
Так и поступили.
Черной тучею налетело в степи татарское войско. Ярыми соколами ринулись казаки из засады на врага лютого. Сверкнули сабли, свистнули стрелы, разразился смертельный бой.
Храбро бились казаки, но редели их ряды. Орда же прибывала и прибывала, новые и новые отряды вставали на место пораженных. Оттеснили казаков к соляным озёрам. Здесь завязалась последняя битва…
А когда рассвет озарил горизонт, лежали на берегах озёр молодые тела храбрых воинов, полегших в неравном бою. Кровавая груда тел…
А когда поднялось солнце над землёй, груда зашевелилась. Стали оживать казаки, подыматься. Удивляются: что же случилось с ними? Откуда взялась в изрубленных телах жизнь? Какая сила вернула к жизни смертельно раненых?
Стали казаки присматриваться, примечать. И увидели, что там раны быстрее затягиваются, где касаются они земли, то тело возвращается к жизни, которое лежит на черном иле береговом, в грязи приозерной. Мать сыра земля — вот их спасительница и исцелительница. Волшебную силу дала она сынам своим, вдохнула новую жизнь в детей своих.
Зашли казаки в озеро, омылись солёной водой. Потом разыскали в степи уцелевших коней и поскакали в родную Украину — поведать народу о битве кровавой да об озёрах целебных.